Страничка педагога-психолога

620041, РФ,

г.Екатеринбург

 

 

 

ул. Советская, 10-а

8(343)341-42-07                                                                                    

Наш девиз "Некоторым детям нужно больше - чтобы быть равными!"

Страничка педагога-психолога

 

 

 Психологическая служба в ДОУ

Многим родителям не очень понятна роль психолога в ДОУ.

 Психолог в ДОУ осуществляет сопровождение процесса развития детей.

Каждый ребёнок  уникален, и наша задача – создать благоприятные условия для  раскрытия и развития его личностного  потенциала.

 Направления  работы психологической службы ДОУ

 1.   Диагностика - помогает  наметить индивидуальный путь развития для ребёнка.

 Способности не одинаковы, темп развития тоже.  Важно выявлять ресурсы и слабые стороны в развитии ребёнка.  Важно учитывать индивидуальные особенности детей.

Диагностика проводится в форме разнообразных тестовых заданий, а также  наблюдения за детьми в процессе занятий, игр и других видах деятельности. Психологи диагностируют познавательное развитие, личностное, а также эмоциональные особенности детей.

2. Организация развивающей среды, разработка и проведение развивающих занятий (как в групповой, так и в индивидуальной форме)

 На основании выявленных особенностей развития и трудностей составляется развивающая программа для отдельного ребёнка или же подгруппы детей. Например, проводятся подгрупповые занятия для развития коммуникативных навыков или же тренинг развития внимания.

Психолог ДОУ использует в своей работе элементы игровой терапии, арт-терапии, образовательной кинестетики, детской йоги и песочной терапии.

 3. Индивидуальное и семейное консультирование

 Психолог также консультирует родителей по вопросам детско-родительских и семейных отношений. Хорошо известно, что семейное благополучие – залог успешного и счастливого развития ребёнка.

Часто родители обращаются к психологу по поводу поведенческих проблем ребёнка  (упрямство, агрессивность, робость, зажатость).

 4. Просветительская работа

 Психолог ДОУ проводит круглые столы, увлекательные тренинги для родителей и воспитателей по самым актуальным вопросам развития и воспитания детей. Также печатаются брошюры и памятки для родителей.

 

ИГРА  С ПЕСКОМ     в  работе психолога

Терапевтическая песочница – это особое пространство, где становятся явными мечты, где можно посмотреть со стороны на не простую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения. И увидеть, что он – не единственный.

Песочная композиция – это отражение внутренней реальности человека в данный момент, и «встреча с собой», бывает, похожа на чудо. Общение с песком дает возможность человеку пережить целую гамму чувств, увидеть своими глазами «спектакль внутренней жизни», осознать собственные ресурсы, поверить в себя.

В кабинете психолога  находится сконструированная по определенным правилам песочница с чистым кварцевым песком; миниатюрные фигурки в виде различных людей, животных, растений, камней и других вещиц, из которых создаются различные композиции и истории.

 Для детей это возможность:

- выражать свой внутренний мир здесь и сейчас;

- учиться осознавать свои эмоции и чувства;

- понимать и контролировать свои желания и поведение;

- стать более уверенным в себе.

 Для родителей это возможность:

- посмотреть на свои личностные особенности;

- понять, как эти особенности могут влиять на воспитание детей;

- ощутить свой родительский ресурс и жизненный потенциал;

- получить поддержку в кризисный  период.

Иногда дети хотят, чтобы мать или отец присутствовал на сеансе, или зовут их по его окончании, чтобы показать свое песочное творение.

Совместные переживания во время создания песочной работы позволяет родителям лучше понять, что происходит с ребенком.

 

Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом. 

Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.

  Функции психологической службы ДОУ

·  Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
·  Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

·  Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

·  Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

·  Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

·  Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
·  Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

·  Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

·  Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

  Основные направления деятельности психолога ДОУ

      Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.

  1. Психодиагностика

 Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

· Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
 

   2. Психопрофилактика

 Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

· Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
· Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

· Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

· Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

· Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

  3. Коррекционная и развивающая работа.

 Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

Обязательно:

· Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

·  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).

Дополнительно:

· Проведение занятий с детьми других возрастных групп.

· При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

  4. Психологическое консультирование

 Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.

Обязательно:

· Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Дополнительно:

· Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

· Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

  5. Психологическое просвещение и обучение

 Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:
· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).

· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).

Дополнительно:

· Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

 

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

 

Примерный перечень тем для психологического просвещения

 Педагоги
1.     Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2.     Закономерности развития детского коллектива.

3.     Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4.     Стили педагогического общения.

5.     Психологические основы работы с семьей.

Родители

1.     Адаптация ребенка к ДОУ.

2.     Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3.     Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4.     Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5.     Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6.     Психологическая готовность к обучению.

7.     Половое воспитание и развитие.

Дата последнего обновления страницы 28.06.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»