Страничка музыкального руководителя

620041, РФ,

г.Екатеринбург

 

 

 

ул. Советская, 10-а

8(343)341-42-07                                                                                    

Наш девиз "Некоторым детям нужно больше - чтобы быть равными!"

Страничка музыкального руководителя

 

  

Кокарева Елена Владимировна


К А К         Р А З В И В А Т Ь

М У З Ы К А Л Ь Н Ы Е    С П О С О Б Н О С Т И ?

 

    Исследования  психологов и педагогов  показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребёнка.

     Благодаря развитию музыкальных способностей ребёнок начинает раньше и чётче говорить, лучше владеет координацией движений, уверенней чувствует себя на музыкальных занятиях в детском  саду и в школе. Развивая с рождения музыкальные способности ребёнка, вы не только закладываете фундамент для того,  чтобы он мог с лёгкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создадите ему отличную возможность для быстрого изучения иностранным языкам, занятий танцами, учёбы в общеобразовательной школе.

 

 

    Вы наверняка, как и все благоразумные родители, хотите видеть своего ребёнка счастливым – добрым, умным, жизнерадостным, чувствующим себя нужным в этом мире. Очень многое  дано маленькому человеку от рождения, ещё больше приобретается в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего – близкими. Способность слышать, а позже -  понимать услышанное – одна из важнейших для человека. Научившись слушать окружающее, малыш будет прислушиваться и к себе.

    Если вы делали вывод об отсутствии  каких бы то ни было музыкальных способностей у вашего малыша лишь на том основании, что таковых не имеется ни у кого из родственников, то поверьте, вы заблуждаетесь! Просто у вас они так и остались неразвитыми.  Но вы можете развить их у ребёнка. Наверняка  вам известны примеры, когда с рождения с малышом разговаривали на двух иностранных языках, в результате чего к трём годам он с лёгкостью общался на них.

    Родителям нужно только помочь врождённому умению малыша слушать и слышать. Конечно, первая учительница в этом деле – мама. Когда малыш видит, как мама поёт и играет,  он  хочет ей подражать. Но главное во всех начинаниях – это желание малыша. Поэтому  любые занятия с ним  следует проводить только тогда, когда он в настроении.  И не важно, что вы играете на фортепиано только одним пальцем,  важно – чтобы ребёнок чувствовал, что мам увлечённо занимается с ним и радуется его успехам.

     Музыкальных слух ребёнка формируется очень рано, и если вы начнёте заниматься до двух  лет,  то можно ждать отличных результатов.

 

 

 

 Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя  три основных направления.

1.    СЛУШАНИЕ  МУЗЫКИ

    Для начала это могут быть самые простые песенки,  например, «Песенка куклы». Вы держите в руках куклу и поёте за неё, синхронизируя пение с движением игрушки. Песенка длится 30 секунд и повторяется  5 -7  раз. Между повторением делайте музыкальные паузы, во время которых, отложив куклу, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках

(а если вы владеете игрой на пианино, скрипке, синтезаторе и т.п., то играйте и на них). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов. Детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записи. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум – 2 ).

 

2.    РАБОТА  НАД РИТМИКОЙ

          Её можно начинать, когда ребёнок ещё не умеет самостоятельно ходить. Возьмите малыша под мышки, поставьте на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под весёлую песенку. Дети также обожают прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки совпадали с ритмом  мелодии или песни. Продолжительность занятий не должна превышать 3 - 6 минут. Главный ориентир при этом – настроение малыша (как впрочем, и ваше собственное). Занятия должны приносить удовольствие.

 

3.    РАЗВИТИЕ  СЛУХА

     Музыкальный слух – это способность узнавать и воспроизводить любой звук. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Начинать работу над  этим  можно с одного-двух месяцев, используя погремушки. После понадобятся колокольчики, любые маленькие игрушки, которые пищат, звенят при прикосновении к ним. Это позволит познакомить малыша с разнообразными звуками и побудить его к самостоятельному «музицированию». 

     Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный приём: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.

     Предлагайте малышу играть вместе с вами на любом детском инструменте: бубне, барабане, металлофоне, игрушке-самоделке. Играя, подбирайте темп, удобный для ребёнка.

 


 

       

Танцы

для
самых 
маленьких!

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

И музыкально – ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

Известно, какое значение В.М.Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально – ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Игровые музыкально – двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия.

Для детей двух – трех лет необходимо использовать песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми и сверстниками.

Отметим также основной метод музыкально – ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д.Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, взрослый должен максимально выразительно и четко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.

К концу третьего года жизни дети легко слышат трехчастную музыку, меняют движения в каждой части. Трехчастная форма – это распространенное построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто контрастирует им. Если в стихотворном тексте пляски в каждом отдельном куплете четко определено действие (похлопай, потопай, приседай, покружись, поклонись), а взрослый лишь поет, то малыш пляшет сам, без его участия.

Ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой, кружиться – переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Они охотно пляшут с платочком, с погремушкой. 

Музыка и движение - это средства, которые благотворно действуют на здоровье маленького ребенка. Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.

Объединение усилий родителей и педагогов в воспитании детей – вот, пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по музыкальному воспитанию детей.





Роль песни  в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников

      Патриотизм - это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа и включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

      Основы патриотического воспитания закладываются с самого раннего детства, прежде всего, в семье. Жизнь в определенной среде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: с детства он слышит родную речь, колыбельные песни, которые поет мама, сказки; он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Поэтому чувство любви к Родине и своему народу начинается с любви к родному дому.

      В наши дни повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. А показать детям красоту русского языка можно через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, играх и обрядах. Овладевая языком своего народа, его обычаями, дошкольник получает первые представления о культуре.  Через разные виды народного  творчества: устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное, дети знакомятся с единством годового круга жизни природы и человека.

 

           Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

     С музыкальным фольклором    наши дети знакомятся на музыкальных занятиях,  на досугах и при участии в народных праздниках. Народная  музыка  вызывает интерес детей,  приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое  благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, которые  используются  в пении,  слушании и музыкально - ритмической  деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом   русского народа, с образцами народного музыкального творчества.  Дети знакомятся с понятиями: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”.

      На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение, «из уст в уста».  Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.    Исполняя смешные, поучительные частушки, песенки, потешки, прибаутки, колыбельные можно почувствовать себя носителем народной памяти.  Под народную музыку можно  научиться танцевать русский хоровод и кадриль, как «когда-то россияне: Ванюши, Тани, Мани…», можно стать участником почти настоящей Ярмарки, Масленицы или героем народной сказки, а с деревянными ложками, колотушками и трещоткой можно попробовать себя в роли музыканта.

 

     Мир фольклора – это мир, в котором  человек органично живёт с природой. Чтобы ребёнок проявил познавательную активность,  стараюсь знакомить  с народным  творчеством в доступной форме,  не перегружая обилием материала, использовать игровые формы.

    Усваивая попевки с раннего возраста, дети постигают народный певческий календарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Такие песенки развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Песенки, попевки иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту.

     Малышам близки и понятны такие  р.н. песенки,  как «Ладушки», «Петушок», «2 тетери», прибаутки «Солнышко», «Дождик», «Скок, поскок», «Андрей-воробей»,  «Котенька-коток», «Во поле берёза стояла», «Скок-поскок» «Ворон», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот», «Калина», «Прялица»  и другие.    Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание  делает  их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей  дикцией.

      В результате занятий у детей формируется познавательная активность, самосознание и самооценка, навыки восприятия художественного произведения, воображение, художественная речевая  деятельность, музыкальные способности.

         Музыкальный фольклор обладает обладает и огромной художественно-воспитательной ценностью: он обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами.

 

      Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.


 Что мы Родиной зовём?

 Дом, где мы с тобой живём,

 И берёзки, вдоль которых

 Рядом с мамой мы идём.

              Что мы Родиной зовём?

               Поле с тонким колоском,

               Наши праздники и песни,

               Тёплый вечер за окном.

                               Что мы Родиной зовём?

                               Всё, что в сердце бережём,

                               И под небом синим-синим

                               Флаг России над Кремлём.

    Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.

     Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить человеческое  начало в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми  к   нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

      Невозможно переоценить роль песни  в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. Песня помогает  формированию и  таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе. Песня  способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений.

      Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

       Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной  среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

     Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

     С музыкальным фольклором    наши дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная  музыка, песня  вызывает интерес детей,  приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое  благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и музыкально - ритмической  деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом   русского народа, с образцами народного музыкального творчества.  Дети знакомятся с понятиями: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение, «из уст в уста».  Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

       Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.Прокофьев, Г. Свиридов, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

         Интонационные достоинства народных песен позволяют  использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Это такие песни, как «Ладушки», «Петушок», прибаутки «Солнышко», «Дождик», «Скок, поскок», «Андрей-воробей», «Ворон», «Бай, качи-качи», «Барашеньки - крутороженьки»;  песни: «Во поле берёза стояла», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот», «Калина», «Прялица»  и другие.

 Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.

   Русская народная музыка  звучит при выполнении движений и на физкультурных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально – ритмические  движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

      Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

 

           Каждому  слово «семья » - родное,

           Даже в слове  том  много  тепла,

           Оно – словно  солнце  большое,

           Полно  и  надежд, и  добра.

                          Нас  согревают  мамины  руки,

                          Они – словно  солнца  лучи,

                          А  папины  руки  не  знают  скуки,

                         Спасут  детвору  от  тревоги  они.

     Одним из  этапов  работы в этом направлении явилось использование песен при ознакомлении детей с образом Родины. А для ребенка  Родина – это мама, близкие родные люди,  это дом, где он живет,  двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:      

                                           А для милой мамочки

                                           Испеку два пряничка

В мелодии этой песни (А.Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников.

                                                Пускай узнает ветер

                                                И звезды, и моря,

                                                Что лучше всех на свете

                                                Мамочка моя!

Это и гордость за свою маму  и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня  Ю. Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”) и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко “Хорошо рядом с мамой”).

      Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, советую воспитателям использовать их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком.  Песни о маме звучат  в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта и  Дню матери.

 

     Использую песни и при  знакомстве с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут.  Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия). Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. В моей работе очень важно, чтобы песни о Родине, об Урале помогали восприятию окружающего, развивали чувство прекрасного, создавали  определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.

      В ноябре  мы проводили  праздник  «Урал – наш край родной», где  дети с любовью, гордостью и  уважением пели  песни о России и Урале. А семейный оркестр совместно с мамами исполнил  русские  народные песню «Калина».

 

    Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.  Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

        Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность  таких  песен, как «Тётушка Осень», «Золотая песенка», «Осень в гости к нам пришла»,  воспевающих красоту родной природы. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота. На последующих зимних и весенних праздниках ребята так же проявляют себя в мире песни, музыки и художественного слова: танцуют, читают стихи, поют песни, обыгрывают  сказки и т.д.

 

        Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова, «Молодой солдат» Карасёвой, «Будем солдатами», «Бескозырка» и др.  Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Очень важно для гражданского  воспитания ребенка  влияние, воспитание  отцов. Мы зачастую  отодвигаем  пап  на задний  план, не давая им возможность  общаться со своими детьми. На  самом  деле:  мама олицетворяет детство – уютный мир, где всегда угадываются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут, а папа – посланец другого, взрослого  мира, где каждый человек  отвечает за себя, где есть  неизвестность, риск, но в этом мире предстоит  жить и добиваться успеха, когда они  вырастут. Поэтому дети с удовольствием поют «Песню про папу» В. Шаинского,  посвящённую и маме, и папе.

         «Один  отец  значит  больше,  чем  сто  учителей » -  Д.Герберт.

    Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен.  Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим.  А в рамках празднования  годовщины Великой Победы, ребята  имели уникальную возможность общения с представителями того поколения. Эта встреча  явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. С интересом и гордостью за советского воина - победителя  дети исполняли песни «Катюша» Блантера, «У вечного огня» Филиппенко, слушали и подпевали вместе с взрослыми «На безымянной высоте», «Журавли», «Тёмная ночь», «День Победы», «Офицеры» и др.

       Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем, дало ощутимые результаты: музыка и песня прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

 

    Всем  нам очень хочется  заглянуть в будущее, чтобы увидеть  наших  детей  счастливыми, добрыми, уважаемыми  людьми – настоящими  патриотами  своей  Родины, услышать  из  уст  маленького  ребенка  с гордостью  сказанные  слова.

«Я – россиянин! Я горжусь  своей  страной!»


 

Дата последнего обновления страницы 28.06.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»