Инновационная деятельность

620041, РФ,

г.Екатеринбург

 

 

 

ул. Советская, 10-а

8 (343) 341-42-07                                                                                    

Наш девиз "Некоторым детям нужно больше - чтобы быть равными!"

Инновационная деятельность

 

Социально-нравственное развитие и

воспитание детей дошкольного возраста

     Актуальность социально - нравственного воспитания детей обусловлена глубоким кризисом современного российского общества. Значительные социальные перемены, произошедшие в конце 20 и начале 21 веков, такие как глобализация, массовая информатизация повлияли на моральные устои общества. Главной причиной кризисных явлений является пренебрежение нравственными ценностями взрослыми и впоследствии детей.  
     Поэтому наш коллектив принял решение стать научной площадкой УрГПУ, кафедры педагогики и психологии детства, под руководством доктора наук, профессора кафедры - Коротаевой Евгении Владиславовны по теме «Социально-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста».
      Мы представляем результаты научно-исследовательской работой педагогического коллектива нашего ДОО в рамках темы социально – нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста и реализации данного направления работы на практике через интерактивные современные формы работы с детьми.  
     Социально-нравственное воспитание -   это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Показателем нравственного развития человека являются представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношения, нравственные чувства и, как высший результат, нравственные качества личности.  
     Цель социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста: формирование нравственно-цельной личности ребёнка, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
 
     Задачи на уровне ребёнка: делятся на две группы. В первую группу входят задачи формирования механизма нравственного воспитания (представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, привычек поведения).
Вторая группа задач направлена на формирование нравственных качеств, представляющих ценность для данного общества в данный исторический период.

 

Механизм социально-нравственного воспитания
 
      В нашем детском саду была проведено научное  исследование социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Детям предлагались четыре ситуации, например (История №1 Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» ......)
В каждой ситуации заложена проблема выбора, а также побуждение к объяснению, как поступка конкретного ребенка, так и оценочный вывод по ситуации в целом.
Конкретные ответы детей фиксировались в картах опроса. Взрослый при этом не помогал отвечать, не задавал наводящих вопросов.
      25% дошкольников уклонились от объяснения, почему поступок может быть хорошим или плохим: промолчали, ответили «не знаю» и т.п. Это говорит о том, что конкретные ситуации дошкольники соотносят со своим личным опытом, в котором уже есть соответствующие оценки со стороны взрослых или других детей. И порой дети не хотят давать опосредованную оценку собственным поступкам через обсуждение «чужих» ситуаций.
       К тому же далеко не у всех старших дошкольников конкретные поступки связываются с общепринятой нравственной нормой. Часто оценка действий в социально-нравственной ситуации зависит от последующих ожиданий детей, что снова исходит из личного опыта.
       Так, часть дошколят, объясняя, почему в одной ситуаций мальчик прибег к обману, сказали, что тот «испугался», «испугался, что заругают» «что накажут» и пр. Это свидетельствуют о том, что дети уже знакомы с последствиями нравственно не одобряемых поступков. На наш взгляд, имеет смысл понаблюдать именно за этим детьми и их отношениями с родителями: не слишком ли строги последние? учитывают ли возрастные границы восприятия социально-нравственных норм в дошкольном возрасте и т.д.
      Однако были достаточно «зрелые» ответы: «нужно признаваться» (в совершенном поступке), «потому что нужно делиться», «потому что девочки всегда уступают», «потому что воспитанная»,  «поступил плохо, потому что нельзя обманывать!».
    Существует много раличных приемов и методов работы по социально-нравственному воспитанию.  Для воспитания и развития социально-нравственных качеств личности детей мы использовали в работе образовательную технологию КЛУБНЫЙ ЧАС.
    Клубный час позволяет детям под опосредованным контролемвзрослых в течение 1 часа свободно перемещаться по помещению или по территории детского сада и самостоятельно выбирать ту деятельность, которая им нравится.
Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы.
Цель данной педагогической технологии - развитию у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки, как необходимый навык формированию универсальных учебных действий.
Какие решаются задачи:
·        Учит детей ориентироваться в пространстве.
·        Воспитывает дружеские отношения между детьми различного возраста,
·        формирует культурные практики: принятия и посещения гостей; приветствия и прощания, благодарности и взаимного уважения;
·        учит проявлять инициативу,
·        формирует уважительное отношение к окружающим
·        учить планировать свои действия и оценивать их результаты и уровень своей компетентности.
·        стимулирует развитие навыков саморегуляции, детского самоконтроля.
·        Способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
·        обогащает жизненный опыт общения с младшими и старшими.
·        Способствует преодолению страха и застенчивости.
·        Учит выступлениям перед сверстниками в неформальной обстановке.
 
Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа».
«Свободный клубный час», когда дети самостоятельно выбирают форму участия в КЧ - это когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
«Тематические клубный час», заданный взрослым по определённой теме или в процессе решения проблемной ситуации или поддержке детской инициативы или по запросу родителей.
«Деятельностный клубный час», одновременно дети разных групп посещают разные группы, когда в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, группе детям предлагают: шашки; нетрадиционные техники рисования; пластилинографию; тестопластику; аппликацию из природного, бросового материала; оригами; экспериментальную деятельность.
Все педагоги, воспитатели заранее готовят различные виды деятельности для приходящих детей. Общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им.
За участие в клубном часе выдаются красные фишки.  Фишки служат регуляторами поведения детей во время проведения клубный час, Результаты участия в клубный час обсуждаются детьми на рефлексивном круге. Заканчивается «Клубный  час» рефлексией,   на которой дети рассказывают, где были, что им запомнилось, хотят или, планируют пойти туда снова.
Родители могут принимать участие с показом мастер – класса или предлагать свои формы проведения.
 
Презентация
ОПЫТ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА
     

 

ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ

 

 

ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ

 

 

 

ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ

 

 

ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ

 

  

Дата последнего обновления страницы 15.02.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»